2 что вы понимаете под информационными ресурсами. ЭОР: что понимают под образовательными электронными информационными ресурсами

Традиционными видами общественных ресурсов являются материальные, сырьевые (природные), энергетические, трудовые, финансовые ресурсы .

В дополнение к этому, одним из важнейших видов ресурсов современного общества являются информационные ресурсы .

Со временем значимость информационных ресурсов возрастает; одно из свидетельств этого заключается в том, что они становятся товаром, совокупная стоимость которого на рынке сопоставима со стоимостью традиционных ресурсов.

Существуют разные подходы к понятию «информационные ресурсы».

Юридическая формула, принятая в Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации», гласит:

Информационные ресурсы - отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).

Вместе с тем, как и многие юридические формулы, данное определение сильно сужает понятие, которое большинством людей воспринимается гораздо шире.

На самом деле, при более широком подходе к информационным ресурсам уместно относить все научно-технические знания, произведения литературы и искусства, множество иной информации общественно-государственной значимости, зафиксированной в любой форме, на любом носителе информации, включая, разумеется, и те, о которых сказано в законе.

Информационные ресурсы общества в настоящее время рассматриваются как стратегические ресурсы, аналогичные по значимости материальным, сырьевым, энергетическим, трудовым и финансовым ресурсам. Однако между информационными ресурсами и всякими иными существует одно важнейшее различие:

Всякий ресурс, кроме информационного, после использования исчезает.

Сжигается топливо, расходуются финансы и т. п., а информационный ресурс остается «неуничтожаемым», им можно пользоваться многократно, он копируется без ограничений.

Национальные информационные ресурсы

Любая классификация информационных ресурсов общества оказывается неполной. В основу классификации можно положить:

  • отраслевой принцип (по виду науки, промышленности, социальной сферы и т. п., к чему относится информация);
  • форму представления (по виду носителей, степени формализованности, наличию дополнительного описания и пр.).

Внутри каждого класса можно проводить дополнительное, более детальное разделение.

Например, ресурсы Интернета можно разделять по их назначению и по формам представления: сервисная информация, библиографическая информация, материалы телеконференций, программное обеспечение, видео и т. д.

Один из способов классификации национальных информационных ресурсов:

Огромные информационные ресурсы скрыты в библиотеках . Доминируют традиционные (бумажные) формы их представления, но все больше библиотечных ресурсов в последние годы переводится на цифровую основу.

Архивы скрывают материалы (иногда многовековые), связанные с историей и культурой страны. Объёмы архивных материалов огромны и накапливаются зачастую быстрее, чем их удается обрабатывать.

Во всех развитых странах существуют специализированные системы научно-технической информации . Они включают многочисленные специальные издания, патентные службы и т. д.

Информация такого рода часто является дорогостоящим товаром.

Своды законов, кодексы, нормативные акты, другие виды правовой информации - без этого не может жить ни одно государство.
Свои отраслевые информационные ресурсы имеются у любой социальной, промышленной, аграрной и иной сферы общества.

Огромны информационные ресурсы оборонной сферы, системы образования и т. д.

Отметим, что само это понятие сформировалось не так давно, примерно четверть века назад, в ответ на растущую зависимость развитых стран от объёмов информации, уровня развития средств её передачи и обработки.

Рынок информационных ресурсов и услуг

Обилие информационных ресурсов и возможность их представления в современном (цифровом) виде привели к появлению развитого рынка информационных ресурсов и услуг.

В настоящее время во многих странах сформировался национальный рынок информационных ресурсов; видны и явные признаки соответствующего мирового рынка.

  • информация бытового характера о доступе к материальным товарам и услугам, их стоимости;
  • информация научно-технического характера (патенты, авторские свидетельства, научные статьи и т. д.);
  • информационные технологии, компьютерные программы;
  • базы данных, информационные системы и многое другое.

Как и на всяком рынке, на рынке информационных ресурсов есть поставщики (продавцы) и потребители (покупатели).

Обрати внимание!

Поставщики - это, как правило, производители информации или её собственники.

Ими бывают:

  • центры, в которых создаются и хранятся базы данных;
  • службы связи и телекоммуникации;
  • бытовые службы;
  • специализированные коммерческие фирмы, занимающиеся куплей-продажей информации (например, рекламные агентства);
  • неспециализированные фирмы, выпускающие материальные товары и в, качестве дополнительной продукции, информацию о них;
  • консалтинговые (консультационные) фирмы;
  • биржи;
  • частные лица и пр.

Обрати внимание!

Потребители информации - это мы все, частные лица, а также предприятия, которые сегодня без информации не смогли бы функционировать, как и без поставки сырья; органы власти всех уровней и т. д.

Информационные услуги - особый вид товара на информационном рынке.

Уровень развития сферы информационных услуг во многом определяет степень приближенности к информационному обществу.
Рынок информационных ресурсов и услуг в своём развитии прошёл несколько стадий. Его активное формирование совпало во времени с появлением первых ЭВМ, т. е. с началом \(50-х\) годов \(XX\) века.

Это совпадение явилось, в значительной мере, случайным, так как первые ЭВМ ещё не создавали информационной инфраструктуры. В то время бурный расцвет науки и техники привёл к созданию первых профессиональных информационных служб для этих областей, и соответствующий рынок был ориентирован на узкий слой учёных и специалистов.

По-настоящему рынок информационных ресурсов и услуг расцвёл после широкого внедрения микрокомпьютеров и основанных на их использовании телекоммуникационных систем.

Кроме того, решающее значение для формирования рынка имело создание баз данных по множеству направлений знаний и человеческой деятельности.

Процесс этот принял массовый характер в \(80\)-х годах ушедшего века.

К этому времени появились первые признаки глобализации данного рынка, начался международный обмен на нём ресурсами и услугами.

Ведущими странами на рынке информационных ресурсов и услуг в настоящее время являются США, Япония и ряд стран Западной Европы.

В России в настоящее время (данные \(2014\) г.) имеется вполне сформировавшийся информационный рынок (хотя по объёму предлагаемых услуг он пока уступает аналогичным рынкам экономически высокоразвитых стран).

Важнейшими компонентами отечественного рынка информационных услуг являются данные об информационном оборудовании, компьютерах, компьютерных сетях и соответствующих технологиях. Немалую часть предлагаемых товаров составляют справочные системы разного назначения.

Существуют специальные службы обработки информации по заказу клиентов, службы продажи билетов и т. д. Немало на этом рынке и финансовой, статистической информации, информации по образовательным услугам, организации досуга и др.

Постепенно в российском обществе начинает формироваться понимание простой истины: если информация - товар, то за неё надо платить. В противном случае разрушается сама основа рынка. Например, рынок программного обеспечения в нашей стране мог бы быть гораздо более развитым, если бы не происходило массового «пиратского» копирования программ.

Источники:

И. Г. Семакин, Е.К. Хеннер Информатика и ИКТ.10-11 классы. М: 2012, 213 c.

Информационные ресурсы - это всевозможные источники, из которых черпают новую информацию, например, для обучения. Современные способы получения любого типа знаний находят себя в печатных и твердотельных или виртуальных цифровых носителях. Для реализации последних используют компьютеры. Рассмотрим, что понимают под образовательными информационными ресурсами?

Студентам ВУЗов часто задают вопрос: что вы понимаете под информационными ресурсами (ИР)? Ответ простой: к информационным ресурсам относят совокупность различных средств для получения информации.

Их основная цель - активное использование современных технологий для распространения научных сведений. Основное преимущество - неограниченный доступ практически любому члену общества к образовательному материалу . Это дает возможность быстро передавать, анализировать и обрабатывать большое количество данных. В свою очередь, такая скорость обмена сведениями существенно ускоряет научный прогресс.

Ошибочно предполагать, что к ИР относят исключительно электронный формат изложения. До сегодняшнего дня заслуженным успехом пользуются научные периодические издания и узкоспециализированная литература. Местом их хранения (локализации) становятся библиотеки, архивы, хранилища, фонды.

Обратите внимание! ИР можно использовать многократно. После копирования данных исходная форма остается неизменной.

В последнее время наблюдается активный рост образовательной составляющей в интернет-сети. Это значит, что всевозможные социальные сети и видеохостинги используются не только для распространения развлекательного контента. Тот же Ютуб, с удовольствием размещает на своей площадке учебные или поясняющие ролики.

В целом, к виртуальным информационным обучающим источникам можно отнести:

  • бесплатные курсы и семинары;
  • свободные электронные библиотеки;
  • образовательные порталы.

Характеристики

В целом, любые обучающие материалы различают по следующим признакам:

  • форма;
  • свобода доступа;
  • взаимодействие.

Форма

ОЭР делят на самостоятельные и деривативные издания. Самостоятельные изначально создаются и распространяются на цифровом носителе любого типа. Деривативные - это оцифрованные печатные источники (электронная копия).

Свобода доступа

Все цифровые издания могут распространяться локально через твердый носитель или по всемирной сети. Во втором случае все учебные материалы хранят на центральном сервере образовательного портала.

В последнее время получили особую популярность обучающие программы комплексного типа распространения.

Взаимодействие

Коммуникация пользователя с программой осуществляется по специальному алгоритму, прописанному правообладателем материалов. Различают свободный (бесплатный) тип доступа к знаниям и закрытый (платный).

Все больше цифровых материалов попадают в открытый доступ в интернет сети через разрешение составителей и разработчиков обучающих программ. Это делается с целью усилить репутацию контента и видимость платформы.

Тип доступа к программе не может быть изменен пользователем. Такая возможность - прерогатива правообладателя.

Что относится к ОЭР

Многих интересует вопрос: что относится к образовательным электронным ресурсам? Это учебные материалы, воспроизводимые при помощи компьютерных устройств различного типа. Их формируют в цифровой формат и условно разделяют на:

  1. Самоучители. Пособия для индивидуального изучения выбранного материала, изложенные в свободной форме.
  2. Учебники. Утвержденные и разрешенные на федеральном уровне материалы для применения в школе или ВУЗе. Содержат систематизированные данные об узкой выбранной дисциплине, ее части или разделе.
  3. Учебные пособия наглядного типа. Электронный формат с графическими, фото- и видеоматериалами.
  4. Учебно-методические издания. Пособия с подробным описанием методик образования.
  5. Практикумы. Интерактивные задания, созданные для закрепления изучаемого материала.

Образовательные электронные источники включают в себя совокупность материалов следующего характера:

  • текстовые и графические файлы;
  • речевой и музыкальный формат;
  • фото и видеоматериалы.

По способу хранения информации различают ЭОР на твердых носителях и доступных в сети, т. е. на общем сервере.

К качеству таких материалов предъявляются самые высокие требования. Информация должна быть собрана, обработана и последовательно изложена.

Ключевым элементом ЭОР являет экранное изображение или кадр. Сам учебный материал может быть разбит на параграфы, главы, разделы с возможностью быстрого доступа каждому из них.

Тем не менее ГОСТом не предусматривается отнесение к ЭОР автоматизированных курсов и компьютерных программ обучения. Но они также входят в ЭОР.

По общему понятию все данные, которые могут быть записаны и воспроизведены с CD-дисков для обучения, тоже относят к ЭОР.

К официальным цифровым ресурсам относят контент, прошедший научно-техническое и художественное, либо литературное рецензирование. К тому же материалам присваивается официальный гриф и аппарат ГОСТ. В соответствии с данными маркировками определяют вид его использования.

Выпускные данные ЭОР

Издание всегда характеризуется по выходным данным. Их цель - идентифицировать источник и информировать пользователя о продукте. Эти сведения располагают на носителе в зависимости от его типа, способов распространения и формата.

Выпускные данные электронного образовательного ресурса включают:

  • идентификационные данные изготовителя;
  • общий объем информации курса в мегабайтах;
  • перечень составляющих (общее количество носителей, указания по применению, методические пособия);
  • сегментация носителя (продолжительность фрагментов разного типа);
  • требования к ПК для считывания и его программному обеспечению.

Дополнительно указываются минимальные технические требования к скорости передачи данных, предпочтительный браузер, возможности дополнительного оборудования.

От соответствия возможностей компьютерной и вычислительной техники напрямую зависит удобочитаемость материалов и утомляемость пользователя.

Простота навигации и интуитивно понятное управление на таком портале (сайте, странице) напрямую зависит от грамотной проектировки ресурса. Его условно разделяют на три основных этапа:

  1. Концептуальный. Разработка основной идеи проекта на основе собранных данных о потребностях и предпочтениях пользователей.
  2. Логический. Разработка структуры и возможных сценариев взаимосвязи страниц между собой.
  3. Физический. Реализация проекта через кодовое программирование и размещение на носителе или в сети.

Сфера применения

Чаще всего электронные образовательные ресурсы используют в инклюзивном образовании при обучении детей с ограниченными возможностями. Наблюдается тенденция внедрения электронных обучающих материалов в школах и ВУЗах.

Обратите внимание! Как пример можно назвать интерактивные сенсорные доски, электронные учебники и тетради.

В скором будущем ожидается внедрение методики в детских дошкольных учреждениях.

Ведущие университеты активно разрабатывают специальные обучающие программы и предоставляют к ним свободный доступ. Прогнозируется, что доля ЭОР в массовом образовании будет только увеличиваться. Это приведет к росту доступности научных данных для всего населения в целом.

При должном уровне самоорганизации отдельных студентов и групп, качественное образование станет только доступнее. Так, ярким примером общедоступного информационного образовательного ресурса является открытая энциклопедия Википедия, которую может использовать каждый.

«Примитивные» обучающие программы могут создаваться в обыкновенных офисных программах. Как составляющие используют текстовый контент, картинки, графики, наглядные таблицы. Такие материалы, как правило, применяют для создания презентации для начальной и средней школы, самоучителя, простейших курсов. Допускается использование специальных конструкторов для структуризации небольших объемов информации. Для более сложных изданий методического характера необходимо применять сложные алгоритмы создания.

Каждому из нас знакомы традиционные виды общественных ресурсов. К ним относят природные или сырьевые, материальные, финансовые, трудовые и энергетические. Но этот список не является исчерпывающим. В дополнение к нему существуют еще и ресурсы информационные. Со временем их значимость все более и более возрастает. И это подтверждается тем, что информация становится товаром, обладающим стоимостью, сравнимой с традиционными ресурсами.

Определение понятия

Наверняка если спросить у любого человека «Что вы понимаете под информационными ресурсами?», вначале этот вопрос вызовет у него некоторые затруднения. Ведь в отличие от традиционных запасов, которыми обладает общество, ИР представляют собой продукт интеллектуальной деятельности. Создается он наиболее творческой и квалифицированной частью населения и является национальным богатством. При этом информационные ресурсы относятся к возобновляемым благам. Ведь они обладают способностью к тиражированию исходя из их общественной потребности.

На вопрос «Что вы понимаете под информационными ресурсами?» ответ может быть следующим. В значительном своем объеме ИР являют собой материализованные элементы и представлены книгами и статьями, документами и базами данных и знаний, а также алгоритмами компьютерных программ, произведениями литературы, искусства и т.д.

Какой же из этого может быть сделан вывод? Информационные ресурсы являются теми знаниями, которые накопило человеческое общество на протяжении всей истории своего развития. При этом ИР часто отчуждены от своих создателей. Порой такие ресурсы даже рассматриваются в виде общих стратегических. Принадлежат они при этом всему человечеству.

Что входит в информационные ресурсы?

Интеллектуальные запасы человечества весьма важны для развития общества. Ведь они объединяют в себе всю первичную информацию, которая отражает знания человека об окружающей среде, об опыте его деятельности. Кроме этого, ИР включают в себя и вторичную информацию. Она возникает путем переработки и обработки получаемых людьми знаний.

ИР с одной стороны - это тот объем опыта и умений, который накоплен людьми. Его можно назвать экспертными знаниями. Объем подобных информационных ресурсов постоянно растет. Происходит это в связи с проведением более целенаправленных и совершенных научных исследований, которые часто приводят к открытиям. Рост объема информационных ресурсов происходит и в связи с получением более широкого и глубокого образования населением, а также благодаря тому, что современный человек повсеместно пользуется средствами коммуникаций и вычислительной техники, связи и т.д.

С другой стороны, ИР в своем основном объеме является уже накопленной информацией, зафиксированной на различного вида носителях, что происходило на протяжении всего периода существования общества. Данный процесс продолжается и в настоящее время, причем идет достаточно быстрыми темпами благодаря использованию современных коммуникационных и компьютерных средств.

Первичная информация

К данной категории ИР относят те знания, которые отражают специфику сферы или области создания, а также источника. Первичной является информация, которая образуется самостоятельно, исходя из существующих природных условий. Это может быть, например, число колец, имеющихся на спиле ствола дерева, которые характеризуют его возраст.

К этому же виду информации относят и качественные, а также количественные характеристики разнообразных социальных процессов. Они в совокупности образуют класс, носящий название снимаемой информации. Те ИР, которые выделяют по данному признаку, подразделяют на социально-экономические, производственные и естественные. Это могут быть, например, цифры, указывающие на рост населения.

Вторичная информация

К данному виду ИР относят сведения, получаемые искусственным путем благодаря проводимой творческой работе или научно-исследовательской деятельности. Вторичная информация основывается на уже имеющихся знаниях по моделям и специальным параметрам. Примером может служить семантическая, логическая, математическая обработка и т.д.

В эту же категорию входят и объекты, которые создаются как авторские. Например, произведения в области искусства и литературы. Одним из самых важных элементов вторичной информации являются сведения, выступающие результатом интеллектуальной деятельности людей.

Существует также определенная классификация информационных ресурсов вторичного типа. Так, различают сведения, полученные на основе обработки имеющейся информации, а также новые, которые фиксируют то, о чем человечество пока еще не знало. В эту категорию входят прогнозы и открытия в сфере различных природных и социальных ресурсов.

Средства получения информации

Каким образом человек может воспользоваться уже накопленными обществом знаниями? Для этого ему предлагаются следующие виды информационных ресурсов:

Библиотеки;

Базы данных;

Различные сервисы и т.д.

Рассмотрим различные виды информационных ресурсов подробнее.

СМИ

Средства массовой информации являются для современного человека одним из самых главных видов информационных ресурсов, неким практически постоянно присутствующим фоном его жизни. Подобное стало возможным в связи с бурным развитием интернет-СМИ.

Доступ к информационным ресурсам при этом осуществляется благодаря высокотехнологичному оборудованию, которым, в частности, является компьютерная техника. Эти устройства, отличающиеся высокой эффективностью обработки информации, и привели к формированию новейшей информационно-коммуникационной сферы, коей и является Интернет.

Всемирная паутина вошла в инфраструктуру современного общества и стала ее важнейшей составной частью. Информационные ресурсы Интернета настолько обширны, что служат наиболее эффективной средой, позволяющей осуществить массовую коммуникацию, отличаясь от прежних источников своими интерактивными и мультимедийными возможностями при предоставлении информации. Это и позволило возникнуть интернет-СМИ, которые с течением времени перешли в одни из основных информационных ресурсов и стали играть заметную роль в получении сведений.

Стоит отметить, что Интернет сам по себе является лишь средством коммуникации. Однако каждый блог или сайт фактически приравнивается к СМИ. При этом уровень доверия к сетевой информации порой превышает тот, которым пользуются официальные источники (бумажные газеты, ТВ или органы госвласти).

Электронные библиотеки

Среди всех видов информационных ресурсов этот представляет собой распределенную систему, позволяющую пользователю просматривать документы с использованием сети Интернет.

С одной стороны, электронная библиотека выполняет все функции, которые возложены на традиционную библиотеку. Ведь она также предоставляет необходимую информацию читателю. Но с другой - ЭБ играет роль, которая характерна для АИБС. Ведь она организует хранение удаленных и локальных электронных сведений, а также доступ к ним. При этом ЭБ использует новейшие технические средства и информационные ресурсы.

Что же представляет собой понятие «электронная библиотека»? Под этим термином понимают информационную систему, которая предназначена для надежного хранения и эффективного использования разнообразных электронных документов. Подобная система позволяет:

Обеспечить сохранность печатного материала;

Создать условия для большей доступности информации;

Максимизировать уровень технологического развития учреждений, приносящих своей работой пользу обществу.

Принцип обслуживания пользователей

Использование информационных ресурсов в электронной библиотеке отличается от того, которое существует в классической ее форме. Ведь все ее коллекции состоят из копий, а не из первоисточников и оригиналов. ЭБ способна качественно и эффективно обслужить пользователей, если:

  1. Электронных информационных ресурсов будет много. Понадобится прохождение некоей критической массы, что позволит привлечь внимание пользователя к фонду.
  2. Будет достаточное количество персональных компьютеров, что позволит создать нужное число рабочих мест.

Кроме этого, Интернет должен обладать необходимым качеством, что позволит читателям получать нужную информацию без всяких сбоев.

Электронные базы данных

Если рассматривать классификацию информационных ресурсов, то этот тип может быть охарактеризован как набор файлов и надписей, организованных специальным образом.

Одним из типов подобных баз данных являются документы, предварительно набранные с использованием текстовых редакторов, и после сгруппированные по определенным темам. Вторым видом считаются файлы, включающие в себя электронные таблицы. Подобные базы данных собраны вместе по направлениям их использования.

Сайты

Это одна из разновидностей информационных ресурсов, находящихся на просторах Глобальной сети. Например, корпоративный сайт. Данный интернет-ресурс посвящается какой-либо организации, предприятию или фирме. Как правило, сайт знакомит с деятельностью компании, видами и направлениями ее работы, отражая разнообразные справочные материалы. Это могут быть условия оплаты и поставок товаров или услуг, прайс-листы, рекламная информация, участие в выставках, наличие необходимых сертификатов качества и т.д. На таком информационном ресурсе пользователь знакомится со сведениями, имеющими узкотематическую направленность. Сайты могут содержать на своих страничках множество гиперссылок, позволяющих лучше ориентироваться в них.

Сервисы

Данный информационный ресурс представляет собой целую группу сайтов. Зайдя на нужную для себя страничку, человек может воспользоваться той или иной сервисной услугой, а также блогом или электронным ящиком для получения сообщений. Предоставляется здесь возможность поиска необходимой информации, например, о прогнозе погоды, о курсах валют и т.д.

Информационный портал

Данный источник представляет собой веб-сайт, который организован в виде многоуровневого объединения различных сервисов и ресурсов. Обновление информационного портала производится в режиме реального времени. Примером подобного ресурса может послужить портал, на котором производится поддержка единого государственного экзамена.

Прочая классификация

Помимо группировки, указанной выше, информационные ресурсы подразделяют:

По их целевому назначению (корпоративные и личные, образовательные, СМИ и т.д.);

По способу их представления (базы данных, Web-страница и т.д.);

По разновидности носителя (твердая копия - книга, машиночитаемая - фото-, кинопленка, каналы связи - радио, ТВ);

По способам хранения и дальнейшего использования (документы на бумаге, массив, фонд, архив, автоматизированная форма);

По форме собственности (национальные достояния, собственность государства, а также субъектов РФ или частных лиц);

Основные параметры ИР

Созданный информационный ресурс подлежит оценке. Однако на сегодняшний день для этого до сих пор не выработаны необходимые критерии. В настоящее время существуют параметры информационных ресурсов, которые, как правило, и используются для оценки качественного и количественного состояния ИР. Это содержание и охват, время и источник, соответствие потребности (объем) и качество, язык и способ фиксации, а также стоимость.

При определении каждого из этих параметров используется свой набор измерений и различий, позволяющих выразить связь между количественными и качественными характеристиками.

Для того чтобы измерить необходимые параметры информационных ресурсов, на практике пользуются различными измерительными шкалами:

Наименований и классификаций;

Порядковыми;

Порядковыми с интервалом;

Пропорциональными (количественными).

При этом:

  1. Содержание информационного ресурса позволит определить проблемную область, которую он охватывает, ее тему, идею и теорию.
  2. Охват описывает, ограничивает и определяет содержание, уточняя или лимитируя его. Данный параметр, как правило, характеризуется объемом, достаточностью и полнотой информационного ресурса. Полнота охвата является соотношением всей имеющейся и предоставленной в распоряжение пользователя информации.
  3. Объем представляет собой параметр, указывающий на общее количество сведений, ставших доступными пользователю. Его достаточность определяют по возможности достижения поставленной перед пользователем цели.
  4. Время характеризует информацию с точки зрения ее реального состояния.

Как видим, информация стала неотъемлемой частью нашей жизни.

6. Структура контрольного задания

6.1 Текст задания

Лабораторная работа №1

Текст задания:

Тема: Информационные ресурсы общества. Образовательные информационные ресурсы. Работа с программным обеспечением .

Инсталляция программного обеспечения, его использование и обновление.

Цель: научиться пользоваться образовательными информационными ресурсами, искать нужную информацию с их помощью; овладеть навыками установки программного обеспечения и работы с ним.

Задание №1.

1. Загрузите Интернет.

2. В строке поиска введите фразу «каталог образовательных ресурсов».

3. Перечислите, какие разделы включают в себя образовательные ресурсы сети Интернет.

4. Охарактеризуйте любые три.

Задание №2. С помощью Универсального справочника-энциклопедии найдите ответы на следующие вопросы:

Вопрос

Ответ

1) укажите время утверждения григорианского календаря

2) каков диаметр пылинки

3) укажите смертельный уровень звука

4) какова температура кипения железа

5) какова температура плавления йода

6) укажите скорость обращения Земли вокруг Солнца

7) какова масса Земли

8) какая гора в Австралии является самой высокой

9) дайте характеристику народа кампа

10) укажите годы правления Ивана III

11) укажите годы правления Екатерины II

12) укажите годы правления Ивана IV

13) укажите годы правления

14) в каком году был изобретен первый деревянный велосипед

Задание №3. Ответьте на вопросы:


Задание №4.

1. Установите программу «Клавиатор2004» из папки «Практикум» на диске D. Опишите все этапы установки.

2. Удалите программу «Клавиатор2004» через «Панель управления». Опишите все этапы.

Задание №5. Сделайте вывод о проделанной лабораторной работе :

6.1.2 Время на подготовку и выполнение: 45 мин

6.1.3 Перечень объектов контроля и оценки (умения и знания не разбивать на мелкие)

За правильный ответ на вопросы или верно выполненное действие выставляется положительная оценка – 1 балл.

За неправильный ответ на вопрос, не выполненное или неверно выполненное действие выставляется отрицательная оценка – 0 баллов.

Лабораторная работа №2

Текст задания:

Тема: Лицензионные и свободно распространяемые программные продукты. Организация обновления программного обеспечения с использованием сети Интернет

Цель: изучить лицензионные и свободно распространяемые программные продукты; научиться осуществлять организацию обновления программного обеспечения с использованием сети Интернет.

Задание №1. Найти в Интернет закон РФ «Об информации, информатизации и защите информации » и выделить определения понятий:

Задание 2 . Изучив источник «Пользовательское соглашение» Яндекс ответьте на следующие вопросы:

Вопрос

Ответ

1. По какому адресу находится страница с пользовательским соглашением Яндекс?

2. В каких случаях Яндекс имеет право отказать пользователю в использовании своих служб?

3. Каким образом Яндекс следит за операциями пользователей?

4. Что подразумевается под термином «контент» в ПС?

5. Что в ПС сказано о запрете публикации материалов, связанных с:

ü обращением с животными;

ü размещением и пропагандой порнографии

6. Какого максимального объема могут быть файлы и архивы, размещаемые пользователями при использовании службы бесплатного хостинг а?

7. Ваш почтовый ящик на Почте Яндекса будет удален, если Вы не пользовались им более

Задание 3 . Изучив презентацию «Программное обеспечение компьютера» (располагается на сайте преподавателя), заполните таблицу:


Задание 4 . Изучив программное обеспечение компьютера, за которым Вы работаете, заполните список:

Перечень стандартных программ

Практическая работа №1. Информационные ресурсы общества. Образовательные информационные ресурсы. Работа с программным обеспечением.

Цель работы: научиться пользоваться образовательными информационными ресурсами, искать нужную информацию с их помощью, овладеть методами работы с программным обеспечением.

Теоретическая часть

Понятие «информационного ресурса общества» (ИРО) является одним из ключевых понятий социальной информатики.

Информационные ресурсы – это знания, подготовленные для целесообразного социального использования.

ИРО в узком смысле слова – это знания, уже готовые для целесообразного социального использования, то есть отчужденные от носителей и материализованные знания.

ИРО в широком смысле слова включают в себя все отчужденные от носителей и включенные в информационный обмен знания, существующие как в устной, так и в материализованной форме.

Понятие ресурс определяется в словаре русского языка С.И. Ожегова как запас, источник чего-нибудь.

Что же касается информационных ресурсов, то это понятие является сравнительно новым. Оно еще только начинает входить в жизнь современного общества, хотя в последние годы становится все более употребительным не только в научной литературе, но и в общественно-политической деятельности. Причиной этого, безусловно, является глобальная информатизация общества, в котором все больше начинает осознаваться особо важная роль информации и научных знаний.

Для классификации информационных ресурсов используют следующие их наиболее важные параметры:

      тематика хранящейся в них информации;

      форма собственности – государственная (федеральная, субъекта федерации, муниципальная), общественных организаций, акционерная, частная;

      доступность информации – открытая, закрытая, конфиденциальная;

      принадлежность к определенной информационной системе – библиотечной,- архивной, научно-технической;

      источник информации – официальная информация, публикации в СМИ, статистическая отчетность, результаты социологических исследований;

      назначение и характер использования информации– массовое региональное, ведомственное;

      форма представления информации – текстовая, цифровая, графическая, мультимедийная;

      вид носителя

      информации – бумажный, электронный.

Под образовательными информационными ресурсами понимают текстовую, графическую и мультимедийную информацию, а также исполняемые программы (дистрибутивы), то есть электронные ресурсы, созданные специально для использования в процессе обучения на определенной ступени образования и для определенной предметной области.

При работе с образовательными ресурсами появляются такие понятия, как субъект и объект этих ресурсов. Субъекты информационной деятельности классифицируются следующим образом:

      субъект, создающий объекты (все пользователи образовательной системы — преподаватель, студент);

      субъект, использующий объекты (все пользователи образовательной системы);

      субъект, администрирующий объекты, то есть обеспечивающий среду работы с объектами других субъектов (администраторы сети);

      субъект, контролирующий использование объектов субъектами (инженеры).

К образовательным электронным ресурсам относят:

      учебные материалы (электронные учебники, учебные пособия, рефераты, дипломы),

      учебно-методические материалы (электронные методики, учебные программы),

      научно-методические (диссертации, кандидатские работы),

      дополнительные текстовые и иллюстративные материалы (лабораторные работы, лекции),

      системы тестирования (тесты – электронная проверка знаний),

      электронные полнотекстовые библиотеки;

      электронные периодические издания сферы образования;

      электронные оглавления и аннотации статей периодических изданий сферы образования,

электронные архивы выпусков.

Практическая часть

Задание 1. Приведите примеры:

1) достоверной, но необъективной информации;

2) объективной, но недостоверной информации;

3) полной, достоверной, но бесполезной информации;

4) неактуальной информации;

5) актуальной, но непонятной информации.

Задание 2. Пользуясь любыми поисковыми системами, дополните таблицу найденными Интернет-ресурсами в соответствии с Вашими профессиональными интересами.

Тип Интернет-ресурса

Вид Интернет-ресурса

Примеры Интернет-ресурсов

Учебные материалы

1.1. Учебник, учебное пособие

1.2. Электронный учебный курс

1.3. Текст лекций

1.4. Лабораторный практикум

1.5. Задачник

1.6. Тест, контрольные вопросы

Справочные материалы

3.1.Энциклопедия

3.2. Словарь

3.3.Справочник

3.4. База данных

3.5. Геоинформационная/картографическая система

Задание 3. С помощью Универсального справочника-энциклопедии найдите ответы на следующие вопросы:

1) Что такое WWW ?

2) Кто разработчик первого компьютера?

3) Когда отмечают Всемирный день информации?

4) Кто такой К.Э.Циалковский? Годы его жизни. Место работы.

5) Дата первых Олимпийских игр.

6) Микенская культура

7) Когда была Троянская война?

Задание 4.

Запишите ответы на вопросы:

1)Что такое информационные ресурсы?

2)Что такое образовательные информационные ресурсы?

3) Что относится к образовательным информационным ресурсам?

Задание 5.

Работа с тестовой программой MY TEST